На что только не проходилось идти советским женщинам в погоне за красотой. Вспоминаем и восхищаемся!
Сегодня на российском бьюти-рынке такое количество продуктов, что современным девушкам бывает сложно определиться с выбором. В итоге косметички переполнены ненужными средствами, которые пылятся там, пока не истечет срок годности. В СССР такой проблемы не было: дело обстояло ровно наоборот. Красота требовала изобретательности. Дефицит косметических продуктов толкал советских женщин на самые невероятные хитрости. В ход шли цветные карандаши, присыпка, иголки и даже пиво.
Разумеется, «капиталистический» Запад в тот момент уже предлагал множество средств, однако достать что-то импортное можно было только по большому блату. Так, например, мечтой всех женщин были французские духи Climat.
Товары отечественного производства, конечно, существовали, однако они не отличались хорошим качеством. Да и выбор был крайне скудный. Тем не менее советские женщины хотели выглядеть красиво. Более того — им это удавалось. Разбираемся как.
Тушь «Ленинградская»
Тушь «Ленинградская» настолько легендарный бьюти-продукт, что, кажется, о нем слышали все, и даже те, кто родился после распада СССР. В народе ее прозвали «плевалка». На коробочке с черным брикетом красовалась надпись — «перед применением увлажнить». Советские девушки поступали просто и плевали в нее разок-другой. И так как продукт, сами понимаете, был своеобразным, дамам приходилось применять некоторые лайфхаки.
Тушь «Ленинградская»
Чтобы добиться желаемого объема, перед нанесением второго слоя ресницы пудрили (или наносили зубной порошок). Так они лучше прокрашивались, однако вот незадача: выглядели они, как «паучьи лапки» — сейчас это тренд, однако советские женщины едва ли добивались такого эффекта. Поэтому брали иголку, с помощью которой ресницы аккуратно разделяли. Аккуратно — тут ключевое слово, потому что одно неверное движение, и… в общем, понятно.
Однако самые отчаянные шли на куда большие риски — для завивки ресниц они использовали горячий нож.
Впрочем, дефицитный брикет нужен был не только для того, чтобы подкрасить реснички, но и для того, чтобы нарисовать стрелки — с его помощью и кисточки для рисования. Те, кому повезло меньше, довольствовались прогоревшими спичками или изготавливали тушь своими руками из обычного мыла, чернил и пудры. Правда, если такой самодельный продукт попадал в глаза, то слезы лились рекой.
Детский крем
Детский крем был мастхэвом в косметичке советской женщины. Для чего его только не применяли! Его смешивали со свекольным соком — получались румяна, а если добавляли перетертый цветной карандаш, выходила неплохая альтернатива теням.
С тональными кремами тоже была беда, но и тут на выручку приходил детский крем, который миксовали с гримом «Театральный» — такой продавался в специализированных магазинах. Полученная смесь маскировала несовершенства кожи, но под конец дня «тон» буквально плавился на лице и стекал вниз. Потом появился настоящий тональный крем «Балет» — не менее легендарный, чем тушь «Ленинградская». «Балет» был выпущен фабрикой «Свобода» в 1981 году. К сожалению, в одном оттенке — так что повезло не всем.
Тональный крем «Балет»
Цветные карандаши
Мы уже упомянули цветные карандаши. Однако это «бьюти-средство» было настолько универсально, что хотелось бы остановиться на нем поподробнее. Например, еще один «рецепт» румян выглядел так. Красным, розовым или оранжевым карандашом на листке бумаги рисовали яркое пятно, а потом натирали им скулы. Женщины мастерски смешивали оттенки, чтобы добиться нужного.
Еще карандашами рисовали модные цветные стрелки и очерчивали контур губ. Лучшим считался красный карандаш из набора «Юный художник», который продавался в детском мире.
Хна и перекись
Советские женщины, как и любые другие, мечтали походить на звезд кино. Многие из них были блондинками, но краски в Советском Союзе не было. Поэтому волосы осветляли смесью углекислого аммония и перекиси водорода, и ей же делали мелирование. Восстановить волосы после такого было непросто. Те, кто не решался на такие отчаянные методы, использовали отвар ромашки. Однако были и другие «бьюти-позиции»: хна и басма. Так что можно было покраситься в огненно-рыжий или радикальный черный.
Сахарный сироп, пиво и рентгеновские снимки
Казалось бы, что объединяет все вышеперечисленное? Догадаться трудно, поэтому раскрываем секрет сразу — это укладочные средства. Достать лак для волос было непросто, поэтому выкручивались как могли. Волосы смачивали пивом, а потом накручивали на бигуди. Запах от прически исходил своеобразный, зато держалась она превосходно. Поговаривают, что на всякий случай бутылочку пива даже брали с собой в салон красоты.
Когда в моду вошли высокие прически, находчивые советские женщины придумали еще один способ фиксации и стали укладывать волосы с помощью сахарного сиропа — большое количество сахара растворяли в горячей воде. Только вот отмыть такой «лак» было ох как сложно. Тем более что шампуни, как и все остальное, были в дефиците. Мыли голову мылом или желтком яйца и холодной водой. А чтобы волосы были мягкими и блестящими — ополаскивали раствором из воды и уксуса. Вот вам и бальзам!
Один из самых невероятных бьюти-секретов советских женщин — лак для волос из рентгеновских снимков. В салонах красоты их растворяли в ацетоне и этим составом покрывали волосы, чтобы прическа продержалась как можно дольше.
Но это еще не все: до 1950-х годов никто и не знал, что такое плойка, а кудри накрутить хотелось. Заменяли стайлер… паяльником! Или отверткой, нагретой на огне.
Присыпка
Стоит ли говорить, что дезодоранты в СССР, как и шампуни, как и тени, как и тушь, распространены не были. Однако это не значит, что все пренебрегали гигиеной. Просто им нашли альтернативу — детская или любая другая присыпка. Главное — чтобы в составе был тальк.
Перламутровые пуговицы
На полках магазинов найти лак для ногтей можно было, но только бесцветный. Изобретательные советские красавицы справились и с этим вызовом. В лак они добавляли битые елочные игрушки или перламутровые перетертые пуговицы. Таким образом получалось покрытие необходимого цвета.