Конский волос и бритва вместо нитей и скальпеля: какой была пластическая хирургия в СССР

0
75

Согласно советской идеологии, в собственной внешности граждан большой страны должны были волновать только скромность и опрятность. И все-таки искоренить естественное стремление женщин быть красивыми просто невозможно! Предлагаем погрузиться в запутанную историю эстетической медицины СССР, в которой до сих пор имеется немало белых пятен.

Конский волос и бритва вместо нитей и скальпеля: какой была пластическая хирургия в СССР

Ветераны российской поп-сцены не раз откровенничали о том, как еще десятки лет назад отечественные хирурги помогали им обрести внешность мечты. Звучали такие признания довольно странно: ведь официально раздела пластической хирургии в нашей стране не было.

Минздрав РФ признал эстетическую хирургию самостоятельной специальностью лишь в июле (!) 2009 года.

Конечно, это не значит, что все процедуры до этого момента проводились подпольно. Просто в основное время такие врачи работали над операциями других пациентов, не нацеленными на изменение внешности. А первые серьезные советские труды по пластике и вовсе датируются 1960-ми годами.

Ответ Западу

Как мы уже и упоминали, пластическая хирургия совсем не вписывалась в строгие суждения соцреализма. А они, в свою очередь, всегда немного отходили на второй план, когда речь шла о «сильных мира сего»: актерах, певцах и представителях советской элиты. Именно с их подачи эта отрасль зародилась на территории нашей страны.

Считается, что косметологическое направление появилось благодаря супруге руководителя КПСС Вячеслава Молотова Полине Жемчужиной. В 1930-е, во время путешествия, она вдохновилась парижскими салонами красоты и убедила мужа и его окружение, что в Советском Союзе такое тоже нужно.

Конский волос и бритва вместо нитей и скальпеля: какой была пластическая хирургия в СССР

Уже в 1937 году, по распоряжению самого Сталина, в Москве был открыт Институт косметики и гигиены ГлавПарфюмерПрома, где со временем стали появляться не только косметологические, но и хирургические процедуры. По легенде, в первую очередь этот институт был создан для работы со звездами советского кино, которые раньше искали возможность прибегнуть к помощи западных специалистов. Сюда же обращались и супруги политических деятелей. Простой народ в удивительные таинства не посвящали.

За семью печатями

Звезды звездами, но при необходимости всемогущему правительству СССР не составило бы труда взять и запретить артистам одержимо заботиться о своем внешнем виде и бесконечной молодости. Считается, что первостепенные задачи советской пластической хирургии лежали совсем в иной плоскости и касались… тайных дел властителей страны.

Известно, что Иосиф Сталин был фантастически мнительным, и беспокойства его во многом были обоснованы — с учетом огромного количество попыток покушения на него.

Поэтому в 1930-е, в разгар периода самой ярой внутрипартийной борьбы за власть в стране, у Иосифа Виссарионовича появился первый двойник. И единственный, чье имя хотя бы осталось в истории.

Уроженец украинской Винницы Евсей Лубицкий был простым бухгалтером, когда его в один миг увезли в Подмосковье и начали готовить к роли «вождя народа». Мужчина с рождения был сильно похож на Сталина, но окончательного сходства ему придали хирургические манипуляции. Толькко через десятилетия специалисты распознают «липового» генсека — да и то лишь по отличиям мочек ушей на архивных фото.

По воспоминаниям современников, «быть Сталиным» Лубицкого обучала целая толпа специалистов. Он действительно заменял Иосифа Виссарионовича на важных мероприятиях, и не все чиновники сразу об этом узнавали.

Однако долго при правительстве Евсей не проработал. Старел он не так же быстро, как генсек, что в какой-то момент стало проблемой. К сожалению, роль двойника принесла украинцу лишь горе. Его на всю жизнь разлучили с семьей, а затем сослали в лагеря в Среднюю Азию, где он и прожил до преклонных лет. Есть мнение, что устранили и всех тех, кто был причастен к подготовке двойника, — и даже сотворившего немыслимые чудеса хирурга.

Шпион, выйди вон!

Говорят, что особенно часто по рабочим вопросам с представителями Кремля и спецслужб контактировал известнейший во второй половине прошлого века хирург Александр Шмелев. Якобы он регулярно «перекраивал» внешность тайных агентов, чтобы они могли снова работать в других странах под прикрытием. Помогал Шмелев не только советским, но и иностранным гражданам. К примеру, ему приписывают изменение облика чилийского генсека Луиса Корвалана, который в 1970-е прятался в СССР после военного переворота в своей стране.

Конский волос и бритва вместо нитей и скальпеля: какой была пластическая хирургия в СССР

Любовь Орлова, Григорий Александров, хирург Александр Шмелев на съемках фильма «Скворец и Лира» (1973)

Тем временем в народе Александр Шмелев считался «автором» внешности блистательной и не стареющей Любови Орловой. Кстати, один раз хирург даже появился вместе с актрисой на экране: в эпизоде фильма «Скворец и Лира» (1974), где речь идет как раз о хирургическом преображении главной героини-разведчицы. Говорят, таким образом Орлова и ее супруг, режиссер Григорий Александров, поблагодарили врача за проделанный труд.

И все же куда большего обсуждения требует не феноменальная деятельность, а смерть этого известного человека. В Сети почти не найти сведений об Александре Шмелеве, но известно, что погиб он в 1986-м, еще не дожив до преклонных лет. Мужчина случайно получил травму головы, находясь в своей квартире. Правда, журналистские расследования, проведенные годы спустя, нашли множество опровержений несчастного случая — и доказательства тому, что на самом деле спецслужбы просто могли бояться возможной эмиграции слишком много знающего хирурга.

Не только Орлова

Пока пластическая хирургия в СССР оставалась тайной, звезды умалчивали о своих преображениях — да и, по сути, не имели площадки для таких откровений. Но затем некоторые из них с удовольствием делились, как все было на самом деле.

Конский волос и бритва вместо нитей и скальпеля: какой была пластическая хирургия в СССР

Нонна Мордюкова

Одной из тех, кто решился на подобный рассказ, была актриса Нонна Мордюкова. Первые эксперименты в этой области она начала в конце 1970-х, только после 50 лет — так как не хотела «выглядеть старухой» в фильме «Трясина», куда ее пригласили сниматься.

В дальнейшем Мордюкова снова легла под нож — чтобы что-то изменить в своей жизни после трагической смерти взрослого сына. Затем в интервью знаменитость не раз признавалась, что именно «вторая молодость» помогла ей справиться с грузом проблем. И даже выйти из затянувшейся депрессии.

По слухам, не менее часто, чем кинокрасавицы, на прием к врачу приходила высшая чиновница Екатерина Фурцева, которая почти 25 лет занимала почетные должности в правительстве — от секретаря ЦК КПСС до министра культуры СССР.

Любимой и самой частой процедурой Екатерины Алексеевны была подтяжка лица. Говорят, женщина упорно молодилась до самой смерти ради того, чтобы ни у кого даже не возникало мысли о ее возможной отставке. А еще есть версия, что Фурцева просто хотела оставаться желанной для своего тайного избранника — который, к слову, был на много лет моложе нее.

В деталях

Так как же проходили те самые операции, о которых большинство обычных советских женщин даже не знали? Кажется, что в сравнении с сегодняшними методиками совершенно небезопасно!

Во-первых, из-за отсутствия пластических хирургов как таковых на себя эти манипуляции брали обычные хирурги — и действовали согласно своей специализации.

Так, много десятилетий назад операции по увеличению бюста (импланты тогда потихоньку уже появлялись) или уменьшению жировых отложений на животе брали на себя хирурги общей практики. А хирургические вмешательства в области лица сначала проводили стоматологи, и лишь со временем появилась именно челюстно-лицевая хирургия.

Как вы понимаете, далеко не все медики хотели брать на себя такую ответственность. Считается, что в 1960-1970-е в СССР было всего два-три десятка врачей, готовых оперировать ради красоты. И каждые несколько лет им нужно было проходить специальную аттестацию, подтверждающую их компетенции в этом направлении.

Кстати, пластические операции считались единственными платными процедурами в советской медицине. Но стоили они примерно столько же, сколько сегодня нам придется отдать за банальную чистку лица или парочку омолаживающих инъекций. При уровне зарплат в 60-150 рублей подтяжку лица оценивали в 7-10 рублей, ринопластику — в 15-30, а блефаропластику — в 5-15 рублей. Потому что сложнее всего было не материально позволить себе сделать операцию, а отстоять очередь на нее.

Конский волос и бритва вместо нитей и скальпеля: какой была пластическая хирургия в СССР

На старых форумах еще до сих пор можно найти воспоминания женщин, которым повезло попасть к пластическому хирургу в советское время: но для этого как минимум нужны были очень хорошие связи и, на всякий случай, хорошая сумма при себе — для того, чтобы отблагодарить дельца, который помог с приемом.

Наверняка сами хирурги были бы только рады, если бы у них появилась более обширная практика. Но несмотря на личную заинтересованность, правительство не желало делать это направление доступным для всего народа: ни в 1930-е, ни даже в 1970-е.

Неудивительно, что те хирурги, кто не работал со звездами и спецагентами, испытывали сложности с финансированием. Остались сведения, что некоторым из них не хватало даже скальпелей для проведения операций! В такой ситуации пробовали обходиться, вы не поверите, бритвенными лезвиями. Но куда удивительнее то, что вместо нитей для подтяжки отечественные специалисты придумали использовать… конский волос. Его обрабатывали особым образом, чтобы сделать безопасным и максимально схожим с нужным материалом. И как минимум все это ставит профессионалов того времени в один ряд с голливудскими хирургами, в распоряжении которых были все возможные приборы и материалы.